|
Критически настроены группы – как с ними работать?В начале воршопа руководитель сам находится в состоянии стресса. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме.
Иногда получается так, что вы работаете с участниками, которые настроены критически по отношению к вам — может быть, у них есть негативный опыт участия в других семинарах, или их предприятие реструктурируется, возможно, они недоделали важную работу, а иногда это типичные «борцы-одиночки», которые невысокого мнения о групповом обучении.
Если перед вами «трудная» группа, нужно подумать о следующих принципах, имеющих отношение ко всем группам:
• Все люди разные.
• Желание изменить других людей непродуктивно.
• Вы можете реагировать гибко.
• Вы можете получать удовольствие от решения сложной проблемы.
У «трудных» групп есть свои преимущества. Такие группы предъявляют нам наибольший вызов и дают нам возможность заметить наши профессиональные «слабости»; в то же время мы в таких группах получаем больший опыт.
В такой группе нужно действовать более осторожнее, чем обычно. Есть несколько вещей, которые нельзя делать ни в коем случае (это относится в определенной мере ко всем группам, но в «трудных» группах это особенно важно):
• Не считайте, что вы уже достаточно знаете об участниках.
• Не ведите себя как «эксперт».
• Плохо, если вы мало знаете о предприятии, где работают участники.
• Также не очень хорошо, если вы не выяснили, какими ресурсами располагают участники.
• Не делайте предположений и не используйте стереотипов.
• Избегайте сильных, определенных высказываний, потому что это может показаться нескромным.
• Избегайте конфронтации с такой группой, а если она неизбежна, ведите себя самым любезным образом.
• Если вы работаете в организации, не критикуйте ее менеджеров или отделы.
• Никогда не унижайте участников, даже в шутку. Откажитесь от иронических или саркастических замечаний.
Но самое важное — попытаться идентифицироваться с такой «трудной» группой и задать себе следующие вопросы:
• Почему участники настроены так скептически?
• Почему они должны были бы сотрудничать со мной?
• Что может побудить их согласиться с моими предложениями?
• Что они могут получить от этого воркшопа?
Если вы сможете ответить на эти вопросы, то вы на правильном пути и есть шанс, что группа захочет сотрудничать с вами.
В случае, когда многие участники пришли на тренинг или семинар не по доброй воле, нужно сделать его как можно более приятным и свободным от стрессов:
• Заканчивайте каждую встречу в определенное время и не затягивайте работу, если только группа не захочет обратного.
• Внимательно изучайте желания участников и избегайте всего того, что они могут воспринимать как угрозу.
• Время от времени объясняйте, что участники могут получить на отдельных встречах.
• Будьте гибким и реагируйте на спонтанно выраженные желания и просьбы участников.
• Не забывайте о юморе и ведите группу легко.
• Делайте все, чтобы участники могли больше доверять вам.
Участники смогут легче довериться вам, если считают вас компетентным в управлении групповым процессом. Принимайте во внимание их основные потребности, чтобы группа, по возможности, постоянно находилась в приятном состоянии расслабленного внимания. Если вы замечаете, что внимание участников рассеивается, что они становятся беспокойными, уровень их энергии снижается, измените свой учебный план. Вспомните о том, что я предлагал ранее:
• С самого начала старайтесь овладеть вниманием участников, чтобы у них не возникло чувства неудовольствия. Начните с игр, посвященных знакомству друг с другом, упражнений в парах, или небольших упражнений в малых группах, связанных с темой воркшопа.
• Предоставьте убедительные аргументы в пользу участия в воркшопе.
• Привлеките участников к корректировке программы воркшопа. Спросите об их желаниях или дайте им возможность сделать выбор из предложенных альтернатив.
• Действуйте маленькими шагами; удерживайте внимание, используйте активизирующие упражнения.
• Проявите скромность: личное отношение к участникам формируйте постепенно; не ведите себя как эксперт, но проявите свою человеческую сторону.
Так как в начале воркшопа вы сами, вполне вероятно, находитесь в состоянии стресса, существует опасность применения «готовых рецептов» с целью избегания риска. Участники это чувствуют и начинают сопротивляться, если у них возникает впечатление, что с ними работают по некой схеме. Поэтому будет хорошо, если вы позволите себе свободно экспериментировать в начале работы и покажете эту позицию участникам. Например, можете поэкспериментировать со следующими стратегиями, которые способствуют привлечению внимания и вызывают любопытство участников максимально безопасным образом.
Перемена мест. Попросите участников встать и сделать глубокий вдох. Предложите каждому взять свои вещи и найти себе новое место, которое сильно отличается от предыдущего. Эта стратегия вызывает удивление и мобилизует внимание.
Растягивание. Время от времени полезно предлагать упражнения на растягивание, которые активизируют поочередно то одну, то другую сторону тела. Совсем просто сделать упражнение Достать звезду». Участники стоя тянут поочередно то правую, то левую руку вверх над головой. Это движение автоматически вызывает более глубокое дыхание. Мозг получает свежую порцию кислорода, и внимание снова фокусируется.
Время для коротких оценок. Предоставьте участникам возможность поговорить о своем учебном процессе. Это помогает интегрировать новый материал и новое понимание. Выберите для этого подходящий момент и остановите группу. Можете сказать: «Разделитесь на пары и поговорите о том, что мы только что обсуждали». Затем происходит оценка произошедшего в кругу.
Дыхание. Только когда наш мозг получает достаточно кислорода, мы можем интенсивно думать. Предложите участникам на короткое время встать, сделать несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Это также помогает вновь сконцентрировать внимание. Полезно использовать это упражнение после того, как группа изучила важную мысль, концепцию, процедуру.
Практические рекомендации:
• Чаще давайте пояснения, это может быть полезным для участников.
• Придавайте большое значение установлению контакта с группой и каждым конкретным участником.
• Ограничивайте время, когда участникам необходимо концентрировать внимание при работе в кругу.
• Быстро реагируйте на изменение готовности к обучению: утомление, фрустрацию, скуку и т. д.
• Дайте участникам возможность чаще работать в подгруппах.
• Используйте первые пять минут для того, чтобы установить позитивный контакт с различными участниками.
• Позаботьтесь о том, чтобы выражались желания и цели участников.
• Чаще давайте участникам возможность высказываться: в парах, в подгруппах, презентациях рабочих групп, дискуссиях и т. д.
• Уважайте «инакомыслящих», указывающих на недостатки, упущения, на возможность иного восприятия и просто на ошибки (см. главу 56).
• Предоставляйте возможность физического движения.
• Пусть участники контролируют свой учебный процесс: выбирают методы, темы и временные рамки работы.
• Используйте мероприятия, которые задействуют как можно больше разных типов интеллекта одновременно. Например, пусть участники в парах создадут «карту», посвященную одной из целей обучения.
Покажите участникам свою заинтересованность в совершенствовании навыков ведения группы и в постоянном обучении. Вы можете сделать это, импровизируя, изобретая для группы новые процедуры. В конце воркшопа можете раздать открытки с вашим адресом. Просите участников отправить вам через месяц сообщение о том, чем этот воркшоп был для них полезен. Такая отсроченная обратная связь часто продуктивнее всех высказываний, которые вы слышите в конце работы.
Наверх страницы || Версия для печати
|